История вымышленная, хоккей — настоящий. Создатели и прототипы «Хоккеистов»

25.07.2021 11:06

История вымышленная, хоккей — настоящий. Создатели и прототипы «Хоккеистов»

Шестидесятые годы ХХ века — время расцвета хоккея в СССР. Регулярные победы на международной арене, интригующая борьба во внутреннем чемпионате, звёздные игроки — всё это не могло не способствовать популярности. Нашло это отражение и в массовой культуре: известные песни, фильмы и даже мультфильмы о хоккее («Шайбу-шайбу» и «Матч реванш») появились именно в это время.

В 1964 году на экраны вышел сегодня уже почти забытый фильм «Хоккеисты», в создании которого приняли участие четыре будущих члена Зала славы отечественного хоккея. Аркадий Чернышёв и Виктор Тихонов выступили консультантами, а Алексей Гурышев и Николай Озеров — в качестве актёров. Помимо них в фильме снялись звёзды отечественного кино — Николай Рыбников, Вячеслав Шалевич, Лев Дуров и Георгий Жжёнов. Сценарий написал Юрий Трифонов, один из лучших послевоенных советских литераторов, много писавший о спорте.

Сюжет развивается за счёт конфликта между ветеранами команды «Ракета» и новым тренером-максималистом, который во главу угла ставит победный результат. Делая ставку на молодых игроков, он постепенно вытесняет из состава ветеранов — которые, разумеется сопротивляются. В этом нехитром противостоянии поднимается актуальный и сегодня вопрос: что важнее — сама игра, или результат?

Несмотря на то, что история полностью вымышленная, некоторые параллели с реальными людьми и обстоятельствами можно легко проследить. Во-первых, главный тренер «Ракеты» Василий Лашков (в исполнении Рыбникова — суперзвезды советского кинематографа, сыгравшего, наверное, единственную в своей кинокарьере отрицательную роль), не останавливающийся ни перед чем ради достижения результата. Он фактически списывает заслуженного ветерана команды Петра Кудрича, даже демонстративно не здоровается с ним при встрече. Идёт на подковёрные договоренности с ведущим игроком главного конкурента, обещая ему при переходе в «Ракету» квартиру в Москве и место в сборной. В решающем матче ему наплевать на травму своего игрока, для него важен лишь результат. В конце концов форма у «Ракеты» — красно-синяя; и если добавить факт, что автор сценария Трифонов был заядлым болельщиком «Спартака», то намёк на Анатолия Тарасова, возглавлявшего главных соперников красно-белых, становится совсем уж прозрачным.

Протагонист, сыгранный Шалевичем — звезда «Ракеты» Анатолий Дуганов — доказывающий тренеру, что игра порой важнее результата, а 30-летних игроков ещё рано списывать со счетов. Дуганов — лидер команды не только на льду, но и в раздевалке, имеет огромное влияние на товарищей.
Вся тройка противостоящих тренеру ветеранов — Дуганов, Кудрич и Иван Самсонов — вероятно, также имеет своих прототипов в лице суперзвёзд первого поколения советских хоккеистов Евгения Бабича, Виктора Шувалов и Всеволода Боброва, синхронно завершивших игровую карьеру в ЦСКА (тогда еще ЦСК МО) в 1957 году, после поражения армейцев в чемпионате СССР и чуть ранее в составе сборной на домашнем чемпионате мира. Всем троим было — как и героям фильма — за 30 лет, а о конфликте Боброва и Тарасова известно довольно широко. Фамилии Кудрич и Бабич — довольно похожи, мало того, оба играли (один в фильме, другой в жизни) под седьмым номером. Дуганов и Шувалов — похожи меньше, но снова одинаковый номер — восьмой. Бобров и Самсонов — непохожи вовсе, но и здесь одинаковый номер, девятый. Так что, скорее всего Трифонов списывал своих персонажей с этих великих хоккеистов, но это ещё не всё: чуть позже уже жизнь «списала» других великих хоккеистов с персонажей Трифонова. Через два года после выхода картины на экран не без помощи Тарасова завершил карьеру 32-летний Константин Локтев (седьмой номер), ещё через год — 28-летний Александр Альметов (девятый). От знаменитой тройки остался лишь Вениамин Александров (восьмой), и побыл ещё полтора года дядькой-наставником для молодых Владимира Петрова и Валерия Харламова.

Основной конкурент «Ракеты» в борьбе за титул чемпиона — «Металлист». Её тренер Андрей Сперантов (Георгий Жжёнов) для своих игроков именно наставник, а не диктатор; разговаривает с подопечными на равных. Он явно напоминает Аркадия Чернышёва; кроме того, форма его команды — бело-голубая. Да и сам Сперантов одевается в строгий «цивильный» костюм — в отличие от Лашкова, который почти всегда появляется в кадре одетым в спортивный. Аркадий Иванович — к тому времени выигравший две олимпиады и четыре чемпионата мира — выступил главным консультантом фильма. Просто консультантом был Виктор Тихонов — только-только завершивший игровую карьеру, и начавший тренерскую, ассистентом Чернышёва в «Динамо».

Помимо них в картине задействован Алексей Гурышев, сыгравший Самсонова. Он свою карьеру завершил в 1961 году в ранге лучшего снайпера чемпионатов СССР (379 шайб). Это как если бы сегодня вышел фильм о хоккее, где одного из героев сыграл Сергей Мозякин. А легендарный Николай Озеров играет самого себя, то есть комментатора хоккейного матча.

1948. Гурышев Алексей.jpg

В съёмках принимали участие хоккеисты команды «Кристалл» из Электростали. Более того, для общих планов хоккейных матчей переодевали реальные московские команды (по одной из версий — «Спартак» и «Динамо») в форму «Ракеты» и «Металлиста». В результате сам хоккей смотрится хорошо. Болельщики тоже настоящие, и сняты во время реальных хоккейных матчей чемпионата страны. В одном из эпизодов на трибуне можно разглядеть Юрия Гагарина, который, как известно, любил хоккей. Раздевалки команд, форма, даже нюансы в правилах — в решающем матче отчётливо показана смена ворот в середине третьего периода — всё снято максимально близко к реальности.

У фильма, конечно, есть недостатки. Тренер Лашков показан однозначно плохим, даже подлым; Дуганов настолько же однозначно хороший. С чисто технической точки зрения — рваный монтаж и в целом качество съёмки оставляет желать лучшего. Тем не менее в нём и масса достоинств. Любой современный фильм о хоккее или другом виде спорта — это взгляд из сегодняшнего дня в прошлое, попытка реконструировать события. А фильм «Хоккеисты» снят именно в то время, которое он показывает. Потому лишён многих ошибок, случающихся в современном кинематографе. Несмотря на все недостатки, большая часть которых техническая, в «Хоккеистах» отлично передана атмосфера и сам хоккей шестидесятых годов. Кроме того в нём присутствует крепкая драматургия и отличная актёрская игра. Всем любителям истории отечественного хоккея настоятельно рекомендуется к просмотру.

Источник

Читайте также