«Прогресс» для «Автомобилиста»

10.01.2021 11:55

«Прогресс» для «Автомобилиста»

Свердловский «Дом офицеров» 22 декабря 1946 года стал одним из двенадцати участников первого чемпионата СССР по хоккею. Правда, эта команда довольно быстро прекратила свое существование. Спустя пару сезонов главным клубом Свердловска стало «Динамо». Тоже, впрочем, ненадолго.
В 1950 году был основан «Спартак», дебютировавший в классе «Б» чемпионата СССР. Довольно быстро — в течение нескольких сезонов — спартаковцам удалось пробиться в элиту. Дела же свердловского «Динамо» в это же время оставляли желать лучшего. Справедливости ради нужно заметить, что свердловским командам — какое бы название они ни носили — редко удавалось надолго закрепиться в высшем дивизионе. Тем не менее с середины пятидесятых годов именно «Спартак» стал главной командой Свердловска. Почти десятилетие уральцы оставались аутсайдером чемпионата СССР, максимальной задачей которого было сохранить прописку в элите.

В 1966 году произошло два важных события в истории команды. Во-первых, она была передана в ведение Свердавтотрансу и сменила название на «Автомобилист». Во-вторых, в городе открылся первый крытый каток с искусственным льдом, «Снежинка». Детскую школу хоккея тогда возглавил бывший нападающий местного «Динамо» и ЦДСА Лев Павлович Мишин. Именно он стал первым директором ДЮСШ «Спартаковец» после завершения карьеры. По его инициативе в строительстве первого крытого катка в городе приняли участие юные хоккеисты, их родители и тренеры. То есть буквально входили в состав рабочих бригад — сегодня это даже читать необычно.

Мишин.jpg

В дальнейшем школа выпустила больше тысячи хоккеистов, а сам Мишин получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» и государственные награды. К сожалению, талантливого организатора и детского тренера не стало в 1993 году; ему было всего 62 года. Но школа, созданная при его непосредственном участии, продолжает работать по сей день.

Спустя несколько лет после строительства «Снежинки» был открыт Дворец спорта профсоюзов, и Свердловск стал вторым городом СССР (после Москвы) имевшим целых две круглогодичных ледовых арены. Но не всё было так безоблачно. Дворец спорта профсоюзов изначально строился как мультиспортивный комплекс, а потому хоккеистам зачастую приходилось уступать его волейболистам, боксёрам, фигуристам и бог знает кому ещё, возвращаясь на ту самую «Снежинку». Однажды дошло до анекдота: хоккеисты «Автомобилиста» вынуждены были уступить домашнюю арену другим хоккеистам — медведям из гастролирующего в Свердловске цирка на льду. Тем не менее, несмотря на все сложности и, порой, нелепости, хоккей в городе жил и развивался. Кроме того, Свердловск — как и Екатеринбург сегодня — крупнейший город региона и удобное место для жизни. Это и сейчас помогает привлекать легионеров, и в шестидесятых годах помогало. С той лишь разницей, что иностранных игроков в чемпионате СССР не было; но были иногородние. Так в команду попали, пожалуй, четыре главные звезды Свердловска шестидесятых. Если Аркадий Рудаков и Виктор Пучков перешли из команды классом ниже (серовского «Металлурга»), то Валерий Чекалкин и Рим Мендубаев в своё время не подошли московскому «Спартаку». В любом случае, всем им было что доказывать.

Чекалкин.jpg

В сезоне 1966/67 «Автомобилист» выиграл вторую группу чемпионата СССР и, минуя переходный турнир, вернулся в класс «А». В следующем сезоне свердловчане заняли предпоследнее, 11 место, одержав всего восемь побед в 44 матчах. Но в переходном турнире смогли сохранить право выступать в высшем дивизионе. Чекалкин в дебютном сезоне забросил 21 шайбу и установил клубный рекорд.
Сезон 1968/69 проходил в два эта этапа. На первом двенадцать команд играли в два круга между собой, после чего шесть лучших в четырёхкруговом турнире определяли победителя и призёров чемпионата. При этом очки, набранные на первом этапе, учитывались. Свердловчане, сохранив всех лидеров, прошли турнир намного увереннее. На первом этапе вообще умудрились занять четвёртое место, оставив позади себя московское «Динамо» и «Крылья Советов». А по количеству заброшенных шайб уступили только главным фаворитам того сезона — ЦСКА и «Спартаку».

Вряд ли на старте второго этапа тренеры и игроки «Автомобилиста» всерьёз рассчитывали побороться за медали. Но, что рассчитывали в каждой игре давать бой, это факт. Так 12 декабря 1968 года грянула сенсация: в Москве звёздный ЦСКА был разгромлен свердловчанами 6:0. В те годы любая победа над армейцами была сродни подвигу, а уж разгромная на их льду стала суперсенсацией. Да, в оставшихся трёх матчах ЦСКА победил без шансов (6:1, 12:3, 7:1), но возможно именно этих двух очков не хватило команде Анатолия Тарасова весной 1969 года в борьбе за золото со «Спартаком». Помимо ЦСКА уральцы обыграли еще и «Динамо» — 6:3, второй раз в сезоне. С «Химиком» и «Крыльями Советов» сыграли на равных, разделив победы и поражения поровну. Запоминающимся вышел матч последнего тура против «Крылышек» 28 апреля 1969 года. С турнирной точки зрения он уже ничего не решал, наверное поэтому получился сверхрезультативным. Свердловчане победили 8:7, вырвав победу на последних секундах. Одну из шайб забросил Чекалкин, и она стала для него 27-й в сезоне. Это был шестой результат среди лучших снайперов 1969 года — столько же было, например, у Владимира Петрова.

Пучков.jpg

Вратарь Виктор Пучков стал первым игроком «Автомобилиста», попавшим в сборную страны. Сразу удачно: в 1969 году Виктор Иванович вместе со сборной СССР стал чемпионом мира. Ну а команда в целом более чем заслуженно заработала тот самый Кубок прогресса от «Советского спорта». К сожалению, свердловчане не смогли развить свой успех, уже в следующем сезоне заняв 11 место и вылетев классом ниже. Вплоть до конца восьмидесятых они продолжали курсировать между Высшей лигой и Первой. Тем не менее школа свердловского хоккея исправно работала, и по проторенному Пучковым пути в сборную попали многие выпускники уральского хоккея. От Сергея Шепелева и Ильи Бякина до Алексея Яшина и Павла Дацюка. Но это уже немного другая история.

Источник

Читайте также